Новости
  Место встречи
  О Кате
  Вехи
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Пресса
«Я ВЫВЕЛА ФОРМУЛУ УСПЕХА!»

«Башня»
март 2005

Катя Гусева — актриса, которая особенно запомнилась зрителям, сыграв жену героя Сергея Безрукова в нашумевшем сериале «Бригада». Однако в послужном списке Кати это лишь одна из не менее ярких ролей, как в кино, так и в театре. Катя «звезда» мюзикла «Норд-Ост», играет в Театре Моссовета и много снимается в кино. Высокую активность она считает нормой собственной жизни, а за везение благодарит судьбу. Подробней о работе и жизни Кати мы решили узнать у неё лично.

— Катя, как сложилось, что вы стали актрисой? Вы мечтали об этом с детства?

— Моя история начиналась достаточно банально. Если я и мечтала быть артисткой, то это было в далёком детстве перед зеркалом. В десятом классе, когда уже пришло время определяться с будущей профессией — я была в растерянности. Все уже на подготовительные курсы ходили, вузы выбрали, а я только понимала, что я гуманитарий, и больше никакой определённости. Но нужно было что-то решать, и я стала изучать химию и биологию, так как решила поступать в Биотехнологический институт. Выбор был сделан по принципу: стерпится — слюбится. Я занималась у частного педагога и готовилась к вступительным экзаменам.

— Никаких предпосылок к актёрскому будущему пока не прослеживается...

— Так и было. Я вообще считаю, что в 16-17 лет человек ещё не может чётко понимать, что он хочет в жизни, те, кто в этом возрасте чувствуют своё призвание — скорее исключения. Я точно знала лишь то, что ничего не мыслю в тангенсах-котангенсах, и не понимала, зачем знать кучу математических формул, если есть калькулятор. К остальным предметам отношение было ровное. Так вот и стала бы я студенткой выбранного вуза, если бы на выпускном вечере в школе меня не заметила ассистентка Евгения Рубеновича Симонова, который как раз в тот год набирал курс в Щукинском училище.

— А как ассистентка Симонова оказалась на обычном Выпускном?

— Это была случайность — племянник ассистентки в том году тоже заканчивал школу. Она посмотрела наши выступления — обычную школьную самодеятельность, а потом отозвала меня и спросила: «А не хотели бы вы попробовать поступить в театральный? ».

— Внутренне почувствовали, что эта судьба?

— Да какой там... Я рассмеялась, растерялась. «Да я не знаю даже...» — говорю, а она объяснила, что это же меня ни к чему не обязывает. Просто нужно выучить стихотворение, басню и прозу. Только вот экзамены уже заканчиваются и остались буквально последние прослушивания.

— И вы решили попытать удачу?

— Я продолжала зубрить свои химию с биологией, но параллельно выучила стихотворение Марины Цветаевой, басню «Ворона и Лисица» и отрывок из «Войны и мира» про бал Наташи Ростовой. Когда я пошла на прослушивание, меня поразил тот факт, что на одно место претендовало около шестисот человек, что некоторые люди приезжали из далёких уголков России, жили чуть ли ни на вокзалах. И никто не поступал только в это училище. Кто-то уже даже успел пройти какие-то туры в другие театральные вузы. Я же пришла просто по совету этой женщины с выпускного, и потому чувствовала себя немного странно, с удивлением смотрела на всех этих фанатичных парней и девушек, многие из которых по 6 лет (!) каждую весну поступали в театральный. Я была тогда очень далека от всего этого.

— И как прошло ваше прослушивание?

— Я прочитала, как и полагается, стих, басню и отрывок. Меня попросили спеть, я что-то там промурлыкала. И меня сразу с прослушивания взяли на конкурс, минуя туры. Конкурс — это основной экзамен, но чтобы до него дойти, нужно пройти 3 тура, а это не просто.

— Вы так понравились педагогам?

— Возможно. Словно чудо какое-то произошло, это было так неожиданно, так стремительно. Ведь ни о каком блате не могло быть и речи. Мои родители вообще очень скептически отнеслись к этим экспериментам с театральным вузом, в их понимании я должна была поступать в тот институт, который выбрала изначально. И я в него и поступала. Только конкурс в театральном училище совпал с экзаменом по математике в институте. И я очень хорошо помню этот момент: я приехала на экзамен, нас запустили в аудиторию, раздали листочки... Я встала и попросила: «Можно выйти?». Просто уже подходило время начала конкурса, и я понимала, что мне необходимо принять решение. И я вышла и больше в аудиторию не вернулась. Так состоялся, пожалуй, мой первый очень серьёзный жизненный выбор. На карту было поставлено всё, и это, наверное, была бы катастрофа, если б я не поступила.

— Но катастрофы не произошло...

— Да, я поступила. Причём сдав все вступительные экзамены на пятёрки, за исключением коллоквиума. На нём задавались различные вопросы на культурные темы, и меня посадил в лужу вопрос в моём билете, который звучал так: «Турандот». «Кто же такой этот Турандот, может полководец какой-нибудь?» — размышляла я, как человек далёкий от театральной среды, а оказалось, это легендарный спектакль Вахтанговского театра, который называется «Принцесса Турандот» и идёт уже много-много лет. Это и была моя первая и единственная четвёрка.

— Но во время учебы вы, очевидно, быстро восполнили все свои культурные пробелы?

— Иначе было нельзя. Сразу после экзамена ректор училища Владимир Абрамович Этуш выписал мне контрамарку в театр на спектакль «Принцесса Турандот».

— А родители обрадовались, что их дочь станет актрисой?

— Мама была в шоке. Когда она увидела мою корочку, на которой было написано, что я студентка Высшего Театрального училища им. Щукина, то вообще была удивлена, так как полагала, что это просто какой-то театральный кружок. Всё случилось неожиданно. Словно кто-то меня взял за шиворот и сказал: «Вот здесь твоё место!».

— После подобной жизненной истории, я думаю, вы, несомненно, верите в судьбу?

— Да, со мной происходили такие случаи, после которых думаешь: «Ничего себе! Чья это жизнь-то вообще — твоя или ты только тряпичная кукла, которую дёргают за ниточки!». Определённого ответа на этот вопрос не могу дать до сих пор.

— Как быстро вы влились в актёрский мир? Как освоились на этом поприще?

— Хорошей подготовкой явилась студенческая жизнь. Ведь, что такое театральный вуз? В первой половине дня — это обширный набор гуманитарных предметов, потом перерыв — и идут специальные дисциплины — мастерство актёра, ритмика, сценическое движение, фехтование, вокал и так далее. Плюс к этому и студенческие праздники, просто общение. Я уходила из дома к десяти, а возвращалась с последним вагоном метро. Родители меня на 4 года просто потеряли из вида, но вся эта жизнь мне безумно нравилась, казалась пионерским лагерем, который не заканчивался.

— Вы были амбициозны? Что подстёгивало к достижениям? Или они явились результатом трудолюбия?

— Мои достижения вряд ли являлись результатом трудолюбия, по крайней мере, во время учёбы. В то время все разучивали какие-то самостоятельные отрывки, я крутила бесконечные романы, шаталась весной по городу, прогуливала безбожно, но при этом была лучше всех по каким-то объективным причинам. Например, мне, человеку, который простоял 7 лет у станка, казалось смешно заниматься танцем с нуля. Однако за такую бесшабашность я всё же поплатилась. Как-то выйдя на экзамен по танцу, и считая, что я, по меньшей мере, Майя Плисецкая, я получаю три. Я была в шоке, как такое может быть, почему?

— И почему же?

— Потому что студент М, который кидал батман на 32 градуса, теперь кидает его на 49, а Гусева как кидала на 90, так и кидает. Тогда меня научили не смотреть по сторонам и ни на кого не равняться, а работать только над собой.

— И вы стали прилежной?

— Нет, я это поняла, но прилежной так и не стала. Могла зубрить роль накануне выступления, не просиживала в библиотеках. И, как ни странно, это всё время прокатывало. Я жила каким-то вдохновением, когда чувствуешь такую лёгкость, свободу во всём, будто ты просто играешь, и всё удаётся. Озорство, баловство, азарт.

— Этот подход у вас сохранился по жизни?

— Я боюсь, как бы его не задушили окончательно. Поскольку в профессиональном смысле это сохранять очень сложно. Но я пытаюсь, например, те же импровизации в театре.

— Театр вам ближе, чем кино?

— Моя специальность звучит «актриса театра и кино», и я так и не определилась, что мне ближе. Я не представляю себя без театра, это мой дом, но и роли в кино — важная часть мой профессиональной жизни. Могу сказать главное отличие работы в кино и в театре: в кино ты очень долго работаешь, постоянно отдаёшь, а пока это смонтируют, озвучат... а в театре идёт непосредственный обмен энергией — сколько ты отдал на спектакле, столько и получаешь, только увеличенное в троекратном размере.

— В каких проектах вы задействованы на настоящий момент?

— Сейчас я играю в замечательном спектакле «Учитель танцев» в театре Моссовета, и ещё репетирую два спектакля. Первый — «Трамвай «Желание», который ставит Юрий Иванович Ерёмин. А второй «Доктор Джекилл и мистер Хайд», который ставит Павел Осипович Хомский, это музыкальная драма по роману Стивенсона, где в главной роли играет Александр Домогаров, а я играю Люси Харрис, певицу из кабаре. В кино также много всего интересного. Это и картина «Есенин», и многосерийный фильм «Охота на Изюбря», где моя героиня мечется между двумя мужчинами, которых играют Алексей Гуськов и Саша Балуев. И ещё один из моих любимейших режиссёров Бахтияр Худойназаров пригласил меня на главную роль в свой фильм «Танкер Танго», где я играю отчаянную девушку-морячку. Мы снимаем картину в Крыму, в Севастополе, и на зимнее время в съёмках был перерыв.

— В вашей жизни очень много работы — вы играете в кино, в театре, умудряетесь совмещать работу с семейной жизнью... Как хватает на всё сил?

— Я привыкла к этому, так как жила насыщенной жизнью с раннего детства. Даже детский сад совмещала с занятиями спортивной гимнастикой. Потом занималась фигурным катанием, танцами, и хором, и плаванием — чего только не было. Я привыкла быть постоянно занятым человеком,

— Некоторые актёры утверждают, что совмещать эту профессию с семьёй практически невозможно...

— Наверное, я исключение из правил. Личное счастье — это из категории судьбоносных вещей.

— А как насчёт того убеждения, что актёры очень непостоянные в чувствах и отношениях люди?

— Я считаю, что это стереотип. Актёры не более непостоянны, чем все остальные. Люди просто не могут понять, как можно так правдоподобно сыграть на экране любовь, и потому приписывают актёрам несуществующие качества.

— А вот как можно правдоподобно сыграть? В чём ключ к профессии актёра, к перевоплощениям? Понимать и знать людей, их эмоции?

— Мне кажется, это данность, но что этому нельзя научить — это точно. Можно только развить это качество. Кстати, существует и множество популярных актёров, и у нас, и на западе, которые, несмотря на известность, актёрским талантом не обладают. Например, Том Круз, Мэл Гибсон для меня не актёры. В любой профессии есть таланты, а есть просто ремесленники. В последних не хватает актёрской природы, искренности.

— А кого вы можете назвать актёром с большой буквы?

— Например, Олег Иванович Янковский.

— Талант является залогом успешности актёра?

— К сожалению, нет. Например, даже на моём выпуске было столько талантливых актёров, у которых не сложилась карьера. Здесь необходимо и везение, и активность. Нельзя сидеть и ждать, когда тебе звезда упадёт на голову. Существует некая лотерея: повезло — не повезло. Но если уж повезло, нужно суметь этот шанс использовать на все сто. А кому-то и выпадал шанс, но он его упустил, а второй возможности может и не быть. Недавно я размышляла о природе успеха. Так вот, я думаю, это талант, умноженный на работоспособность, плюс удача.

Наталья БОМБИНА

 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 4/12/2011
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100