Источник неизвестен.
Одна глава из книги ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ КАТИ ГУСЕВОЙ.
Это же пре-сту-пле-ние! Самое настоящее преступление. Это же невозможно вот так просто носить в себе. Если так получилось, что мне дан слух и голос, если я могу и умею петь – это же нужно отдавать. Это как маховое колесо. Я не могу это никуда деть. Глупо же будет просто взять это и похоронить, разве нет?
Все началось с того, что закончился мюзикл «Норд-Ост». И с талантливой драматической актрисой Катей Гусевой стали происходить удивительные вещи. Где бы она ни находилась, что бы она ни делала, ровно в семь часов вечера Катя принималась петь. Она настолько привыкла каждый день в роли Кати Татариновой выходить на сцену и исполнять живьем все партии, что взять и разом от этого отказаться, казалось совершенно непостижимым. Притом, что Катя не заканчивала никаких эстрадно-джазовых училищ, не знала нотной грамоты и разучивала шестиголосия «Норд-Оста» на слух, ежедневные вокальные практики твердо вошли в ее жизнь и начали диктовать свои условия. Желание петь превратилось в потребность, Кате уже недостаточно было бытового пения в душЕ и в дУше, повсюду сопровождавшего ее до истории с мюзиклом.
Но что петь? Какие песни? В какой последовательности? С чего начать? Гусева оказалась перед целым лабиринтов вопросов.
В то же время после релиза пластинки «Норд-Ост. Избранное», на которой звучат несколько партий Татариновой в Катином исполнении, автор мюзикла Георгий Васильев переводит новогодние песни со всего мира и предлагает Гусевой спеть колыбельную Брамса в рамках cd-проекта «Семь подарков к Рождеству». Следом у самой Кати возникает аналогичная идея перепеть на русском языке основные хиты золотого мюзиклового фонда от «Фантома оперы» до «Эвиты». Однако с планами по ее реализации приходится быстро расстаться - очистка прав потребовала бы колоссальных финансовых вложений, а соревноваться в исполнении на языке оригинала с Барброй Стрейзанд, Элен Пейдж и Сарой Брайтман Катя находит бессмысленным.
И тут совершенно неожиданно Олег Меньшиков приглашает Гусеву принять участие в Новогоднем Огоньке на канале НТВ и разделить с группой Звери хит «Все, что тебя касается». От визуального образа появляется мысль перевоплотить Рому Билыка в Шурика, а Катю – в героиню Натальи Варлей. Музыкальная тема из фильма «Кавказская пленница» плавно перетекала в песню, в то время как Роман вывозил свою партнершу Гусеву на ослике.
Записывали мы все ночью. Днем просто не было времени, у меня – съемки, у Ромы – гастроли. В студии стоял небесно-голубой теннисный стол, и мы уговорили в пинг-понг партеечек десять не меньше. Он мне постоянно говорил: Катюх, ты ж артист! – ему хотелось, чтобы я не просто спела, а внесла некий элемент игры.
Затем Катерину ангажирует группа UMATURMAN. На большом концерте во МХАТе в роли вокалиста впервые выступает Сергей Кристовский. Катя вместе с ним исполняет композицию, написанную специально для мужского и женского голоса. Дуэт с названием «Может быть, получится» и в самом деле получается на удивление гармоничным. От радиостанций и телеканалов следуют многочисленные предложения его воспроизвести, однако, вторя сюжету песни, гастрольные графики и съемочные будни не позволяют Кристовскому и Гусевой снова соединиться. Катя поет одна, после чего приходит к пониманию этапного момента. Ей нужны свои песни. Песни, которые будут написаны специально для нее.
Однажды студентку второго курса актерского факультета Екатерину Гусеву пригласили на концерт. Один крайне неравнодушно относящийся к ней молодой декоратор, прознав про ее трепетное чувство к творчеству Валерия Меладзе, достал два билета в VIP-ложу на его первый сольник в Олимпийском. Катя сидела в непосредственной близости от сцены, и, не отрывая глаз от последнего романтика, наизусть пела «Актрису» - об особенностях красоты представительниц ее будущей профессии.
Прошло не так много лет и состоявшейся актрисе Кате Гусевой, которая делала первые шаги в качестве певицы, позвонил Константин Меладзе и сделал предложение принять участие в Юбилейных, ставших переаншлаговыми, концертах своего брата Валерия.
Разве могла я тогда предположить, что стану–таки актрисой, молодой человек – моим мужем и отцом моего ребенка, а Валера Меладзе пригласит меня на юбилейный концерт, и я спою с ним «Она была актрисою» вживую на шеститысячную аудиторию.
Лед тронулся. Катю начинали воспринимать как самодостататочную певицу. Предложений выступить приходило все больше, стали появляться песни, написанные непосредственно для нее. И тогда Катя впервые столкнулась со словом «неформат». Хрупкая барышня из театрального мира, где на первое место по-прежнему ставятся художественные достоинства, а не коммерческий потенциал, оказалась совершенно не готова к такому раскладу вещей.
Сначала я думала, что слово «неформат» касается времени. Что нужно просто где-то что-то сократить по времени и все будет в порядке. Оказалось, все гораздо хуже. Я не хотела ничего менять, у меня была агрессия и обида. Все песни, которые мне предлагались вызывали у меня такой внутренний протест. Мне говорили, ты слишком высокомерна, ты еще ничего не сделала, чтобы диктовать условия.
И Гусева стала в одиночку бороться с существующими законами музыкального шоу-бизнесом за каждую песню. Ей казалось естественно важным, что материал, который имеет к ней отношение, не должен создаваться по принципу – угадать и угодить радиостанциям. Она должна верить в то, что она делает, иначе, как заставить поверить в это кого-то еще? Борясь с нагнетающимся извне ощущением, что она не имеет на это права, Катя редактировала, и тексты, и музыкальную форму.
Я отметала кучу вариантов, когда все шло в непроходимую попсу. Меня это не устраивало. Я говорила, понимаете, я даже танцевать под это могу, но спеть – нет, не мое. Это была самая настоящая война, однако не могу сказать, что я выиграла ее до конца…
Параллельно стала развиваться история с романсами, в рамках которой Катя впервые почувствовала себя стоящей на сцене в совершенно ином качестве. В качестве себя. Да, на этот раз перед зрителями пела не Катя Татаринова, не Люси Харрис, а сама что ни на есть настоящая Катя Гусева. Выходить на сцену лицом к лицу с аудиторией, когда видна каждая реакция, когда нет защищающее-спасительной четвертой стены света рампы, оказалось задачей не из легких.
Я столкнулась с нечеловеческой боязнью выхода на сцену, когда нужно быть собой. Во всех этих песнях, я не играю роль, я могу быть собой больше чем, где бы то ни было в кино или в театре... Но какая я? Мне начинает казаться, что я ниже ростом, что я толще, чем мои героини, что меня не воспримут, не поймут или настоящая я не оправдаю чьих-то ожиданий. Это очень страшно.
С другой стороны, возможность увидеть отклик на каждое действие, мгновенное восприятие каждого импульса, пущенного в зал, казалась неимоверно притягательной. Отдавать свою энергетику, свои эмоции и тут же на короткой дистанции получать ответную волну – это было похоже на новый уровень взаимоотношений.
Это абсолютно другая связь. Колоссальный обмен энергетиками. В театре ты отдаешься, но ты не видишь глаз. А тут ты видишь людей и чувствуешь, что не только ты получаешь удовольствие, но и они получают удовольствие тоже. Я подумала, ой надо менять профессию. Надо серьезно этим заниматься... Это удивительное чувство – держать зрителя на ладони.
Успешно гастролируя с Леонидом Серебрянниковым и открывая для себя все плюсы новых взаимоотношений с аудиторией, Катя тем не менее приходит к выводу, что романсы, как и мюзикл – это тоже рамки. Что это всего лишь одна из сторон той настоящей Кати Гусевой, что в этом присутствует некая связывающая ограниченность выбранного жанра.
У меня появилось ощущение, что романсы и Катя Татаринова загоняют меня в какой-то гроб. Я проще, я циничней по отношению к себе, во мне юмора и самоиронии гораздо больше. Мне ужасно хотелось расстаться с этим образом «пучок - белый воротничок..».
И Катя решается на выпуск своей пластинки.
Мне бы не хотелось, что бы сейчас это воспринималось слишком серьезно. Дебютный альбом Екатерины Гусевой. Пока – нет. Я не считаю, что я окончательно нашла свои песни и свою стезю в музыке. Это проба. «Может быть, получится»…
Направление, которое изначально возникло как увлечение и эксперимент, по мере углубления начинает обретать все более четкие рамки. Приходит осознание, что время войн за чистоту жанра давно кануло в Лету и сочетание музыки и театра в исполнительской ипостаси может как никогда широко раздвинуть все существующие горизонты. Песни, по-актерски прожитые - ярче и глубже, чем просто песни или просто роли, будь это даже роли в мюзиклах.
Будущее за синтезом. За сочетанием, за совмещением направлений и жанров. Даже в фигурном катании, если взять пару Антон Сихарулидзе и Юлия Барсукова – олимпийская чемпионка по гимнастике – так она просто в кольцо на коньках заворачивается – ни одна фигуристка так не сумеет. Поющая актриса сможет сердце каждому наизнанку вывернуть, циник крокодиловыми слезами заплачет. Этот синтез даст больше, чем музыка или театр отдельно взятые. В этом синтезе я смогу сказать гораздо больше, чем просто певица или просто актриса.
Катя твердо решила оседлать сразу как минимум трех китов. Театр, кино и музыку. Однако план по музыкальному открытию себя выполнен пока только наполовину. Впереди концертная программа.
Я не могу выйти на сцену с бухты-барахты под «плюс». Мне хочется уютной, камерной истории с живыми музыкантами, с особенной атмосферой, хочется уделить этому достаточно времени. Это будет следующий этап.
Никто не знает, какие войны я сама себе создаю, чтобы вновь побеждать. Когда я понимаю, что какая-то цель может быть достигнута, я начинаю скучать…Желание вечного поиска… Жажда самореализации…
Желание саму себя уважать.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ НЕУКАЗАВШЕГО СЕБЯ АВТОРА
Вечный моторчик-двигатель не позволяет останавливаться на постигнутом и достигнутом. Ставит очередные цели и задачи, подталкивает к перерождениям. Кате Гусевой – совершенному организму, созданному в секретных лабораториях явно не достаточно одной жизни. Ей в ней тесно. И не покидая одну, она формулирует и формирует следующие. С каждым уровнем повышая сложность. Сформировав - проживает их не последовательно, а параллельно, с каждым шагом изобретая себя с нуля.
|