Новости
  Место встречи
  О Кате
  ВЕХИ
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Пресса
«МНЕ КРАЙНЕ СЛОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, КАК МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕБЕНКА РАДИ ЛЮБВИ К МУЖЧИНЕ»

«Караван историй»
ноябрь 2016


— Катя, 2016-й можно назвать годом Карениной. Два фильма — Карена Шахназарова и Юрия Грымова, в октябре вышел мюзикл в Театре оперетты, где вы играете главную роль. Анна Аркадьевна просто все творческое пространство собой заполонила!



 — С героинями в русской литературе, как говорится, сложновато. Для мужчин ролей предостаточно, актрисы же в выборе ярких женских образов ограничены. Да еще и все в основном несчастные — Анна Каренина, Настасья Филипповна, Катерина Измайлова, Лариса Огудалова!.. У мужа был юбилей, пятьдесят лет исполнялось, я готовила для него небольшой концерт. Пела. И с ужасом обнаружила, как мало песен о счастливой любви! Их, скажу я вам, практически нет. У Пугачевой нашла одну — «Любовь, похожая на сон», и то «...вопреки законам сна пускай не кончится она». Но ведь любой сон конечен! За исключением летаргического, наверное. Это что же получается... И любовь конечна? В общем, куда не загляни — в литературу, музыку, поэзию, — все яркие женщины плохо заканчивали. Возможно, это имеет отношение к загадочной русской душе. Трагедии, страдания — исключительно наше, да. Нести свой крест, претерпеть — думаю, это в нас еще и от православия.

 — Анна — вечный магнит и для зарубежных режиссеров, драматургов, актрис... Из недавнего — потрясающая работа Киры Найтли. Кстати, не боитесь сравнений?

— В Карениной есть все, что хотелось бы прожить на сцене или экране любой актрисе — любовь, страсть, счастье, боль разочарования, разрыв, болезнь, одиночество, смерть наконец. Конечно сравнивают и будут сравнивать. Но если бояться, можно так никогда и не сыграть большие роли.

Достаточно представить, как непросто было искать образ Екатерины Великой после блистательной работы Светланы Крючковой в фильме «Царская охота»! Когда мы начали репетировать мюзикл «Граф Орлов», я вообще не понимала, как подступиться к своей героине. Задача казалась невозможной. Думала: надо укрупняться — и притащила поролоновую толщинку из Театра имени Моссовета, где я в ней играю Стеллу, женщину-шар. Режиссер мюзикла Алина Чевик и художник Вячеслав Окунев отмели её решительно.

«Тогда, — предложила, — давайте, пойду в вертикаль!» — и мне придумали обувь на высоченной платформе и прическу, просто как у мамы Симпсонов, плюс корона Российской империи. В прямом смысле смотрела на всех свысока. Но рост не оказался ключиком к роли. В конце концов я поняла, что решать ее надо только на энергетическом уровне. Екатерина — мужик в юбке.

А Анна Каренина — мотылек. Хрупкая, на неё дунешь — ей больно. Хочется никого не играть, не изображать — идти от себя. У меня вообще с этой героиней долгая история. Впервые роман Толстого «Анна Каренина» я прочла, как и многие, еще в школе, и чувства мои были сложными. Главная героиня казалась плохой, больной, просто сумасшедшей!.. Я не понимала ее абсолютно, и как все непонятное, она меня пугала. Непостижимая. В Щукинском училище, когда делали отрывки из классики, я не могла найти с ней ни одной точки соприкосновения. Обычно же все считают: «Ах, Анна Каренина! Одна из величайших женских ролей!» А я играла Бедную Лизу, Наташу Ростову... До Анны Карениной мне надо было еще дорасти — встретить любовь, стать матерью. Другими словами, всему свое время, как бы избито это ни звучало.

В Театре оперетты история Карениной возникла самым логичным образом: завершался третий сезон мюзикла «Граф Орлов» и творческая команда, которая его делала, задумалась о дальнейших планах. После мюзиклов «Монте-Кристо» и «Граф Орлов» женское название и что-то «на героиню» просто просилось. И вероятно, первое, что приходит на ум, — «Анна Каренина». И меня пригласили! Только не на роль, а на кастинг. Впрочем, я привыкла. Это вечная актерская история: позовут — не позовут... Я показалась и ответа ждала три месяца.

 — То есть вы приняли Анну?

 — Со временем отношение к Анне Карениной изменилось. Ее сложно ненавидеть. Подозреваю, что любой мужчина не отказался бы испытать на себе любовь такой женщины. И в нашем мюзикле Анна — сама любовь! И в то же время она — ребус. Женщина нереальная. Пытаться искать жизненные примеры, наблюдать их — дело безнадежное. Каренину придумал Лев Николаевич, собрал из множества женских пороков и добродетелей. Ведь на протяжении всего романа Толстой и любит Анну, и жалеет, и презирает, и ненавидит, и не знает, что с ней делать...

Мне бесконечно жаль её. Хотя пока я не смогла до конца принять и оправдать Каренину. Вот к примеру сцена: Анна уже живет с Вронским и получает известие, что Каренин сообщил их сыну о её смерти, мол, Серёже сказано, что вас на свете нет. Когда она читает эти строчки, бросается к Вронскому, ожидая если не поддержки, так хотя бы сочувствия. Но тот говорит, что все правильно и лучше, чтобы было так. Это предательство. Она же вот — живая! А ребенку говорят, что его мать в могиле... И Вронский начинает убеждать Анну в том, что та дверь закрыта навсегда, нельзя сидеть на двух стульях, рвать сердце и себе, и сыну. «Забей! Мы сделаем с тобой ещё пять Серёж!» — чем они собственно и занимаются. В любовной лихорадке у Анны быстро высохли слёзы, и она забыла про сына.

Когда Вронский засыпает, Каренина сбегает к сыну. Пробирается в запертый спящий дом, её не пускает прислуга. Анна падает на колени перед детской кроваткой, умываясь слезами, и мальчик просыпается. Понимая только в тот момент всю жестокость ситуации, Анна баюкает Серёжу, делая все возможное, чтобы тот решил: это лишь сон. Каренин входит в детскую не с ружьём, не с ножом, не вырывает ребенка у матери!.. Ему показалось, что Анна вернулась к ним, Каренин счастлив, он все простил! И что делает эта женщина? Отдает ребенка няне, запахивает ворот пальто и убегает к мужичку, который остался спать там, на скомканных простынях. Выбор сделан. Постоянные качели в принятии решений, бешеная кардиограмма, синусоида... Мне крайне сложно представить, как можно отказаться от ребёнка ради любви к мужчине. Не то чтобы понять...

 — Есть вторая сторона. Женщины, которые живут в браке не просто без любви, а без уважения, достатка, зачастую с распускающими руки мужчинами, говорят, что делают это именно ради детей.

 — Вот я с ними! И сердцем, и душой я с женщинами, живущими не ради собственного удовольствия, а ради детей. А что до любви — она обязательно будет! Даже если в другой жизни, когда-нибудь — обязательно! Каренина жила во времена, когда в принципе брак по любви, и того хуже — по страсти, считался моветоном, чем-то неприличным и обречённым на провал.

Когда думаю об Анне, а в последнее время делаю это постоянно, не могу сказать: слабая она или сильная? Вот слабая или сильная?.. Не могу. Что труднее: запретить себе или отпустить себя? Но мне её жаль. В ней слишком мало рационального, головы, а чувственности сверх меры, ее засосало в ураган страстей, как в воронку.

 — По поводу тех, кто добровольно уходит из жизни, это же классическая дилемма: сильный или слабый?

 — С самоубийцами никогда не сталкивалась. Считаю, что вопросы жизни и смерти не в нашей компетенции. Да и вообще опасные. Однажды был случай, еще в училище... Первое апреля, занятие по художественному слову у Варвары Алексеевны Ушаковой. Педагог была женщиной в возрасте — и как вообще могла прийти в голову такая шутка, сейчас абсолютно непонятно. В общем, инициатором стал мой однокурсник Илья Вольский. А мы все весело ржали, поскольку считали розыгрыш удачным. Аудитория находилась на втором, кажется, этаже, окно распахнуто, весенний ветер колышет занавески... Илья заранее положил на козырек подъезда, располагавшегося точно под окном, гимнастические маты и взобрался на подоконник. Когда вошла Варвара Алексеевна, он замахал руками, будто потерял равновесие, и спиной вывалился в окно. Педагог оказалась дамой, закаленной работой с молодыми артистами, и самообладание потеряла лишь на считаные секунды. Тем более и мы раскололись достаточно быстро, не сдержав смеха. А Илья некоторое время спустя отправился на выходные в Питер на машине и погиб в автомобильной аварии. Вот так страшно.

Возвращаясь к разговору о Карениной, думаю: для неё, если нет любви, нет жизни. И когда она поняла, что любви нет, смысла жить тоже не осталось. Это совершенно естественно для Анны.

Наверное лучше, чем друг моего сына Степа Бахтин, не скажешь. У них по школьной программе сейчас как раз Толстой, и Степа относительно трагического ухода Анны однажды высказался: «Это единственный правильный её поступок». Я попросила пояснить, и Степа мысль развил: «Как же можно не понимать? Она избавила всех от себя. Облегчила людям жизнь, подарила им возможность стать счастливыми, так что с чем-чем, а с поездом — она молодец!».

И я подумала: а парень-то во многом прав! Особенно если посмотреть на развитие Анны в романе. В начале это женщина со сверхобаянием, лучистая, невероятная, все её любят. То есть поехать к Долли и убедить ту простить мужа Стиву, который жил с гувернанткой собственных детей, — ей по плечу. Несмотря на грацию и манеры, в ней есть и веселое хулиганство. Куда бы ни зашла, Анна неизменно привлекает внимание. А во второй части романа Каренина летит вниз головой просто к ядру земли и чёрная сама. Она ведь всех собой извела. Даже Вронский не выдержал этой лавины любви, испепеляющей страсти, которой столько, что он, бедный, надорвался. Героиня хотела жить на искре чувства всегда, а так не бывает. Не уверена, что если бы общество их приняло (нас всех в школе учили, что общество — палач Анны, а не она сама), они с Алексеем были бы счастливы.

 — Толстой не указывает сколько лет героине, предполагается, что ей от двадцати четырех до двадцати восьми. По сегодняшним меркам люди в таком возрасте только встают на ноги и вступают в брак. Может, трагедия Анны — следствие слишком раннего союза и нарушившейся хронологии?

 — Получается, Анна сначала вышла замуж, родила ребенка, а потом полюбила. И к несчастью, не отца своего сына... Хронология действительно нарушилась, но думаю, дело совсем не в возрасте.

Бабушка Зинаида Чайковская, мама моего папы, вышла замуж в семнадцать лет. Дедушка Василий Гусев служил в армии, потом воевал на Финской, в Великую Отечественную дошел до Берлина, дома пробыл недолго и поехал на Сахалин, где бушевала война с Японией. Бабушка ждала мужа восемь лет! Он был контужен, но к счастью, вернулся с руками и ногами. Они произвели на свет двух сыновей и были рядом до конца. Мне кажется, это счастливая история.

Бабушка Лида, мама моей мамы, вышла замуж в восемнадцать и тоже оставалась верна деду. Он долго болел, под конец жизни был прикован к постели, не мог двигаться и говорить ничего кроме одного нецензурного слова. В последние дни начал рисовать пальцем крест, смотрел выразительно, проводил вертикальную линию и перечеркивающую ее горизонтальную и произносил то самое единственное матерное слово. А бабушка спокойно ему так говорит: «Эх ты... А я ведь окромя тебя ни одного мужичка и не знала».

Примеры у меня перед глазами были не каренинские — вот о чем говорю. Я из тех, кто может позволить себе сказать: я росла в счастливой семье! Сама вышла замуж двадцать лет назад!

 — О вас говорят: какая-то чересчур правильная. А если сын старшеклассник придет завтра и скажет, что влюбился или женится?

 — Сложно это представить, но я точно приму любую ситуацию. Пока Лёша рос, у меня всегда были с собой спиртовые салфетки, зелёнка, в телефонных контактах верхние строчки занимали номера врачей. Я находилась в боевой готовности с сыном и теперь пребываю в ней уже с дочкой. Предотвратить некоторые вещи не всегда возможно. Просто в детстве — это разбитая коленка, а в юности могут что-то и похлеще завернуть. Значит, надо быть готовой к разным вариантам. Запрещать — бессмысленное занятие, и я это знаю как никто другой, потому что росла под гиперопекой со стороны мамы и папы. До шестнадцати лет за меня все решали родители, даже что надеть. Над выполнением домашних заданий контроль был тотальным, за свободным временем тоже! Я занималась танцами, и папа встречал меня вечером после урока у метро, чтобы вместе идти до дома. Никому не могли дочь доверить. И институт родители за меня выбрали — Биотехнологический университет он сейчас называется. Поэтому весь выпускной класс зубрила химию. Совпали даты вступительных экзаменов. В Щукинском уже был назначен коллоквиум, и срочно требовалось понять, фармацевт я или актриса. Сбежала, в общем, с экзаменов на фармацевта... Натуральным образом удрала. Попросила разрешения выйти, взяла у парня в коридоре проездной и поехала в «Щуку». Приняли. В последний вагон запрыгнула. Родители кульбит дочери восприняли, конечно, напряжённо. Это был мой самый первый протест.

Первые три года учёбы в училище мама с папой пребывали в шоке. Я уходила к девяти утра, возвращалась в одиннадцать вечера. Они меня попросту потеряли. Не понимали: как же так? И чем их дочь, собственно, занимается?

На первом курсе есть экзамен по профнавыку. Накануне, в свой выходной, я вымыла полы в квартире раз шестьдесят! Потому что в училище этот процесс нужно было продемонстрировать без половой тряпки — вот и старалась закрепить память физических действий. Ну что сказать? Мама смотрела на меня с изумлением.

Три года шока сменились потеплением, только когда, учась на четвертом курсе, начала работать в программе «Русское лото», которую вел наш педагог Михаил Борисович Борисов. С однокурсницей Аней Марковой мы выносили призы. Платили, кстати, неплохо. Даже свою повышенную стипендию имени Станиславского отдала девушке-актрисе, которая жила в общежитии и находилась в затруднительном материальном положении. На заработанные в «Русском лото» деньги купила себе чёрные лаковые туфельки и тёмно-синее платье с расклешённой юбкой, пояском и белым воротничком и казалась себе барышней обеспеченной.

Тогда мама с папой действительно потеплели — дочь при деле. Сразу после выпускных экзаменов, еще в мае, уехала на съёмки своего первого фильма «Змеиный источник». Но до этого родители посмотрели дипломный спектакль «Лиса и виноград», декорации к которому создавал мой будущий муж Владимир Абашкин. Он и на «Русском лото» делал декорации, там и познакомились. Впрочем, окончательно родители успокоились на мой счёт, только когда вышла замуж, — дочь в надёжных руках, а чем буду ещё по жизни заниматься, не так и важно.

Поэтому, помня о собственном детстве, даже пятилетней Ане предлагаю альтернативу: «Голубые колготки сегодня наденем или розовые? Цветную капусту будешь на гарнир или брокколи?» Пусть дети сами выбирают. Дело мамы — выбор принять. Такова моя позиция.

 — Муж видел мюзикл «Анна Каренина» перед премьерой?

 — Абашкин приходил декорации посмотреть. Он много лет занимается изготовлением декораций, профессионал в этой сфере, начинал в «Ленкоме», на телевидении делал студии, шоу, программы.

Благодаря художнику-постановщику Вячеславу Окуневу у нас получился высокотехнологичный и современный спектакль — девять тяжелейших экранов, сотни световых приборов объединяются на сцене в настоящую декорацию будущего и создают стопроцентный эффект присутствия. Зритель полностью погружается в действие спектакля и вместе с героями «Анны Карениной» оказывается то в многолюдном оперном зале, то на просторном катке, то мгновенно переносится в величественный дворец. Эффектно выглядит устройство разводного моста, по которому бежит Анна в длинном платье с многослойными юбками. У моей героини будет восемь нарядов, и все они безумно красивые! Но бегать по лестнице и по многотонной декорации в них довольно сложно, особенно на каблучках.

В общем, мужа декорации волнуют гораздо сильнее, чем нюансы и переливы состояний Анны Карениной. А может, просто хочет убедиться, что жизни и здоровью артистки Гусевой ничто не угрожает.

Беседовала Елена МИХАЙЛИНА


 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 1/11/2017
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100