«Beauty» ноябрь 2005
Рецепт успеха в теории прост: верить в себя, свою удачу и силу интуиции. И не допускать в свой внутренний мир посторонних. Воплощение на практике – почти всегда сверхзадача. Актрисе Екатерине Гусевой она оказалась под силу.
- Вы помните свое первое знакомство с театром?
- Мне было лет пять, когда родители привели меня на «Синюю птицу». Помню молочно-клубничный коктейль в стеклянном стаканчике с полоской. Помню, как было страшно, когда дети спускались в царство мертвых.
- А когда появилось желание стать актрисой? Вы никогда не жалели о своем выборе, ведь эта профессия несет не только победы, но и неизбежные разочарования?
- Выбор профессии не был рациональным. Я считаю, что человек в 17 лет вообще не может точно определиться, в каком направлении ему двигаться. Но что касается меня, это был не мой выбор и даже не выбор моих родителей, которые, к слову сказать, его не одобрили. Все произошло так, как было предопределено свыше. В старших классах я играла в школьном театре «Набат». На «последнем звонке» мы устроили «капустник», где у меня была целая серия перевоплощений и переодеваний между номерами. Ассистент главного режиссера Театра им. Вахтангова, присутствовавшая на представлении, предложила мне попробовать поступить в Щукинское училище. Я попробовала, хотя собиралась после школы поступать в биотехнологический институт. Попробовала, потому что так подсказал мне мой внутренний голос, к которому я стараюсь прислушиваться. В училище все экзамены сдала на «отлично». И споткнулась на коллоквиуме. Стыдно признаться, но я не знала историю легендарной вахтанговской «Турандот». Но надо мной сжалились, поставили «хорошо». Первое, что я сделала в тот же вечер – пошла в театр и посмотрела этот спектакль. Потом, уже на третьем курсе, сама играла там в массовках.
- Вы ощущаете, что все происходящее с вами не случайно, что есть нечто, управляющее вашей жизнью?
- Это очень непростая тема, но я стараюсь относиться к ней как можно легче. Ведь в жизни иногда происходят совершенно невероятные вещи. И если глубоко задумываться о механизме, их формирующем, становится даже страшно. Но мы ведь не шахматные фигуры и не марионетки, которыми кто-то управляет. У нас всегда есть право выбора. Мне кажется, главное – внимательно относиться к тому, что посылает судьба, и прислушиваться к своему сердцу.
- Константин Райкин в одном из интервью заметил: «Профессия - путь к тому, чтобы стать лучше. А если этого не происходит, выбор был сделан неверно».
Вы согласны с подобным определением?
- Я это очень хорошо чувствую. И к этому высказыванию я бы добавила, что профессия - это некое самопознание. Мне интересно копаться в себе, обнаруживать, что-то неожиданное, собирать по крупицам, по капелькам душевные ценности. Относиться к ним нужно очень бережно, не растрачивать впустую, чтобы этого было много, чтобы можно было еще с кем-то поделиться.
- Есть ли кто-то, на кого вы равняетесь, чье мнение для вас важнее всех?
- Я сама. Я постоянно не уверена, недовольна, не удовлетворена. Наверное, это гарантия роста, самоусовершенствования. Если бы я была спортсменкой, то обязательно стала бы олимпийской чемпионкой. Я в детстве очень активно занималась спортом, тренировалась в резервной сборной по спортивной гимнастике, занималась фигурным катанием, так что у меня ко всему развился спортивный подход. Ну почему обязательно прыгать на метр двадцать, если можно на метр двадцать три? Это мой детский максимализм. А может быть, жадность...
- Очень многие считают вас везучей. Действительно вон удается оказаться и нужное время в нужном месте?
- Я никогда не считала себя особо суеверным человеком, но мне страшно анализировать и говорить о том, какую роль случай сыграл в моей жизни. Я просто вижу его и, если он мне предоставляется, не пропущу. Все, что от меня зависит, сделаю. И когда пойму, что уже не осталось сил, то кто-нибудь всегда поможет. Только нельзя пропускать этот момент и жалеть себя. Например, партию Кати Татариновой в «Норд-Осте» я выучила по слуху, не зная нот и не имея музыкального образования. «Норд Ост» шел два года подряд. Когда он закрылся, меня вдруг пригласили в Норвегию на концерт Big Music Gala. Каждое лето в одной из европейских столиц собираются звезды из разных стран и устраивают совместное шоу. Я была первой российской актрисой, которая участвовала в таком грандиозном концерте. И для меня это было своего рода наградой за труд, неуверенность, постоянное недовольство собой. Сейчас я профессионально начала заниматься пением. Мы записали несколько романсов дуэтом с Леонидом Серебренниковым. Кроме этого, я собираю материал для собственного диска. А в Театре имени Моссовета сейчас идет мюзикл «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В главной роли — Саша Домогаров, я играю Люси. Возможность исполнения вживую сложнейших, по крайней мере для меня, мюзикловых партий дорогого стоит. Недавно Валерий Меладзе пригласил меня принять участие в его концерте, который пройдет в ноябре в Кремлевском дворце. Это еще один подарок судьбы.
- Вам интереснее играть героинь, близких вам по характеру, или же, наоборот, полную свою противоположность?
- Дело в том, что все мои героини сделаны из меня, даже отрицательные. Ведь каждый человек - космос, в каждом из нас есть полный набор самых разных качеств. И если во мне какая-то черта присутствует лишь на тысячную долю процента, я это зернышко в себе отыщу, буду холить-лелеять, и из него вырастет росточек или целое дерево. Сейчас снимаюсь у Георгия Шенгелия. Это будет детективная история. Моя героиня — холодная, расчетливая и циничная офисная штучка. Работать над этим образом очень интересно.
- Знаю, что во время съемок вы живете в совершении сумасшедшем режиме: днем репетиции в театре, ночью съемки. Как вы восстанавливаетесь энергетически? Есть ли у вас персональные приемы релаксации, которыми вы пользуетесь ежедневно?
- Когда начинается такой «волчий» режим, рецепт очень простой: каждый час нужно спать по пятнадцать минут. Так в сутки набирается шесть необходимых для отдыха часов. Это не я придумала, к этой методике прибегают многие мои коллеги.
Колоссальный энергетический заряд я получила прошлой осенью на съемках в Крыму. И этим летом снималась там же у замечательного режиссера Бахтияра Худойназарова. Море, горы, воздух, природа, люди, которые тебя окружают... Как будто кто-то сказал: "Отдыхай, Гусева, ты заслужила!" Что касается персональных приемов релаксации, то это прежде всего китайская дыхательная гимнастика цигун, направленная на снятие стресса во всех его проявлениях. Я довольно долго занималась с учителем, а сейчас самостоятельно использую несколько упражнений. Еще одно время занималась тайским боксом. Он выводит из организма негативную энергию. Когда хочется кому-нибудь дать промеж глаз, идешь в зал и работаешь с грушей. И весь накопившийся в тебе негатив выплескиваешь не на близких и коллег, а освобождаешься от него таким безобидным путем. Сейчас у меня в жизни спокойный период, поэтому я забросила эти занятия.
- Вам идут осенние образы, которые вы примерили на фотосессии Beauty. В какой степени это относится вам? Ассоциируете ли вы себя с каким-либо временем года?
- Из времен года мне ближе всего осень. Я люблю удивительное звеняще-щемящее чувство, возникающее от невозможности удержать эти волшебные краски, эту уходящую натуру. В то же время тебя еще греет накопленное за весну тепло, в тебе еще живут ароматы ушедшего лета.
- Какой аромат, по вашему мнению, созвучен с ароматами осени?
- Я не люблю духи и практически ими не пользуюсь. Зато обожаю принимать молочные и медовые ванны. Нередко добавляю в воду благоухающее масло пачули. Это и есть мой "внесезонный" аромат.
- Как вы формируете свой стиль, подбираете себе одежду?
- Моя бабушка, мнением которой я очень дорожу, говорила: "Главное, чтобы было тепло и удобно". Я снимаюсь в кино, играю в театре, участвую в фотосессиях и в это время могу наряжаться во что угодно - кутаться в шелка и меха, примерять шляпы с немыслимыми перьями. А в повседневной жизни любимая одежда - мягкий свитер и самые обычные джинсы. Еще у меня есть любимое платье, которое тянется в разные стороны. В нем удобно, как в одеяле.
- Что должно лежать в вашей косметичке, чтобы вы чувствовали себя во всеоружии, и что всегда стоит на вашем туалетном столике?
- В любое время года у меня всегда с собой термальный спрей, тушь для ресниц Christian Dior, румяна и блеск для губ. А туалетный столик мне заменяет заднее сиденье машины. Это мой микромир. Там у меня и библиотека, и фонотека, и косметический салон. Ведь когда я дома, все время распределено, хочется уделять больше внимания близким. А то время, которое я провожу в автомобиле, могу посвятить исключительно себе. Именно поэтому сама я машину не вожу.
- На Востоке истинно мудрым считается человек, способный воспринимать жизнь как чудо, видеть мир глазами ребенка. Кажется, у вас это получается. Уверена, что и у вас есть любимый детский персонаж.
- Мне всегда была очень близка девочка из мультика "Варежка". Она была очень одинокой, мечтала о собаке, которую ей никак не покупали, И, помните, ее рукавичка превратилась в вязаного щеночка. Добрая и трогательная история о том, что чудо обязательно произойдет, если в него очень сильно верить...
- Если бы вам дано было решать, в какую эпоху и в какой стране вы предпочли бы родиться?
- Моя профессия дает возможность фантазировать - я могу быть Марией Стюарт, Бедной Лизой или инопланетянкой. На сцене и в кино я могу прожить миллион жизней. Поэтому жить по-настоящему я хотела бы только здесь и сейчас.
- Вы производите впечатление человека, который абсолютно счастлив. Это так?
- Я принадлежу к категории людей, находящихся в постоянном поиске гармонии. Если мой внутренний комфорт что-то нарушает, начинаю искать причины и восполнять недостающие звенья или избавляться от того, что в переизбытке. Постоянно прислушиваюсь к себе и пытаюсь удержать этот баланс. Словом, для меня счастье - это внутренняя гармония и гармония с внешним миром.
Юлия БАРЕНГОЛЬЦ
|