«Женский Петербург» сентябрь 2004
Ее приветливое, запоминающееся лицо узнаешь сразу: Ольга Белова в «Бригаде», член жюри «Кинотавра», ведущая «Новой волны», «Золотой маски», главная героиня мюзикла «Норд-Ост». Именно за исполнение роли Кати Татариновой ее выдвинули на премию «Золотая маска»… Актриса и певица Екатерина Гусева не собирается останавливаться на достигнутом: в октябре выходит новый сериал, где она сыграет главную роль. Несмотря на постоянную занятость в театре и на съемках, Катя нашла время, чтобы поделиться с «Женским Петербургом» своими секретами. Мы связались с Катей накануне главного события театрального Петербурга — гастролей знаменитого мюзикла «Норд-Ост», ставшего совершенно новым явлением современного музыкального театра. «Норд-Ост» — это захватывающие сюжет и музыка, жесточайший отбор актеров и музыкантов, высокотехнологичные декорации, качественное звуковое и световое оборудование и как результат потрясающее шоу, привлекающее миллионы зрителей. С 24 сентября по 24 октября мюзикл «Норд-Ост» можно будет увидеть на сцене Мюзик-Холла, и каждый день петербуржцы смогут наслаждаться великолепной игрой главной героини Екатерины Гусевой.
– Екатерина, по всей вероятности, репетиционный период сейчас совпадет с очень большим количеством текущих дел. Вам уже пришлось от чего-то отказаться ради восстанавливаемого «Норд-Оста»?
– Я никогда не простила бы себе, если бы отказалась, например, от Эстафеты Олимпийского Огня в Москве, где я бежала с факелом на одном из этапов. И от участия в российской команде программы «Форт Боярд» я тоже не смогла отказаться. И от конкурса «Новая Волна» в Юрмале, куда меня пригласили быть ведущей. Словом, в жизни очень много «вкусного» и «аппетитного», от чего я не отказываюсь, даже если, кажется, совсем нет времени.
– Как вы переживали более чем годовой перерыв, и легко ли было возвращаться к работе над мюзиклом?
– Годовой перерыв я не переживала: я работала. Я снялась в фильме «Курсанты» — это проект к 60-летию Победы, рассказ о мальчиках, которым вскоре предстоит попасть на фронт. Там у меня такая роль, которая, надеюсь, поможет сломать стереотип моего амплуа исключительно «лирической героини». Этот стереотип существует ведь не только у зрителей, но и у режиссеров. В Театре им. Моссовета поставлен спектакль «Учитель танцев» по Лопе де Вега, где я играю Флорелу. Весь год ежедневно занималась вокалом, брала уроки, поэтому возвращаться к работе в мюзикле было, скорее, радостно. Ведь если бы мне не было это дорого, я бы не стала вновь принимать участия в мюзикле «Норд-Ост».
– А как вы пришли в мюзикл «Норд-Ост»?
– Я пришла на кастинг, потому что сама увидела объявление в газете, и коллеги подтвердили, что идет отбор для такого эпохального проекта. Сначала увлекла тема — то, что это мюзикл по роману Каверина «Два капитана», который я с детства обожала. А потом меня не отпустила музыка: я была готова идти за ней, бросив все на свете. Так и поступила: отказалась на время от предложений в кино, взяла академический отпуск в Театре «У Никитских ворот», где тогда играла. Но произошло и еще одно чудо: у мюзикла «Норд-Ост» два автора — Алексей Иващенко и Георгий Васильев — и почему-то они оба независимо друг от друга увидели во мне ту, «каверинскую», Катю.
– Что для вас образ Кати Татариновой?
– Это красивая, умная, сильная русская женщина. Мне кажется, что ради своего любимого она в пропасть шагнет и не оступится, на крыльях над этой пропастью пролетит.
– За эту роль вас выдвинули на премию «Золотая маска»?
– Да. Номинация — сама по себе уже награда. Тем более у «Норд-Оста» номинаций было пять, и две «Маски» «Норд-Ост» тогда получил — приз за «Лучший мюзикл» и приз за лучшую мужскую роль. Этой награды был удостоен Юрий Мазихин, который сыграл Николая Антоновича Татаринова.
– Изменились ли как-то после октябрьских событий атмосфера, отношения в труппе?
– Мне кажется, мы стали нежнее относиться друг к другу. Особенно это чувствовалось сразу после тех дней: мы все время держались рядом, нам нужно было дотронуться друг до друга, убедиться, что все мы здесь, рядом. Но вот прошел год, когда мы вместе не работали, а дух нашего «Норд-Оста» все равно остался с нами, не улетучился, не испарился. Мы перезваниваемся, стараемся видеться на премьерах, концертах, поздравляем друг друга с днем рождения.
– Когда готовился мюзикл по «Двум капитанам», многие пребывали в сомнении. Молодым, вероятно, понравится. А старшему поколению? Но вот вышел «Норд-Ост», и оказалось: ему все возрасты покорны. Почему так?
– Это добрый, очень искренний спектакль. Мы работали над ним все с огромным воодушевлением. Наверное, зрители отреагировали именно на это. А может быть, секрет в материале: роман «Два капитана» приключениями увлекает детей, а когда взрослеешь, вновь находишь в нем для себя вопросы и ответы о любви, об отношениях с близкими людьми, о правде и предательстве, о разлуке, о счастье.
– Петербургской публике издавна принято льстить — вот, дескать, она такая требовательная, не спешит раскрывать объятия, ее любовь нужно заслужить, зато уж если она полюбит, то… А вы с петербургской публикой когда-нибудь встречались?
– Встречалась на концерте «НОРД-ОСТ и мировые мюзиклы» весной 2002 года. Нас тогда очень тепло принимали. Будем надеяться, что, может быть, именно тогда нас и полюбили.
– А какую публику вы любите?
– Наверное, отзывчивую. Умную. Добрую. Искреннюю. А еще интереснее, когда в начале спектакля чувствуешь напряжение в зале, а потом, если ты своей игрой зрителей тронешь, то публика как будто меняет свой характер и уже остается во власти спектакля, искусства.
– Знаете ли вы какой-то секрет, который помогает вам в личной жизни, в профессии?
– Да, знаю. Любовь помогает. Например, любовь к труду помогает мне в профессии.
– Однажды в каком-то интервью вы рассказали, как сыграть любовь…
– Не уверена, что «сыграть» — верное слово. Мы все равно воссоздаем собственные реальные чувства: не обязательно сегодняшние и не обязательно те, что ты испытываешь к своему партнеру. Они могут быть усилены или смягчены, но природа этой эмоции — правдива.
– Говорят, что роли плохих людей разрушают самого актера…
– А может, наоборот — делают чище? Так ведь можно сознательно освободиться от каких-то тяготящих тебя в жизни чувств, накопившейся усталости, раздражения. Эти эмоции можно выплеснуть не на близких тебе людей, не в семье, а в какой-то воображаемой ситуации. Проживешь что-то неприятное, перелистнешь эту страницу, и сразу на сердце легче. Разве не так?
– Есть моменты, в которых вы недовольны собой? Где хотелось бы сыграть лучше?
– Не только есть, их много. Лучше сыграть хочется всегда. Наверное, это еще одна моя любовь — любовь к самоедству.
– А как вообще родители отнеслись к тому, что дочь решила стать актрисой?
– Решили, что это шутка, и считали, что я поступила не в знаменитое Щукинское училище, а в какой-то самодеятельный театральный кружок.
– Катя, а у вас не возникает комплекса вины перед домашними оттого, что вы так мало времени проводите с ними?
– Пожалуй, нет. Я стараюсь им уделить максимум свободного времени. И ведь важно не количество времени, проведенного с семьей, а его «качество». Можно весь день сидеть дома и не откликаться на просьбы ребенка поиграть с ним или порисовать.
– Кстати, о доме. Как к вашему неугомонному характеру относятся муж и ребенок?
– Хорошо относятся. Я чувствую, что мои мужчины дорожат мной.
– Ваш идеальный мужчина в жизни — какой он?
– Мой идеальный мужчина — это совершенно идеальный мужчина. Правда.
– Поделитесь своим рецептом гармонии и счастья?
– Уже поделилась. Надо жить с любовью.
– В последнее время вы очень часто ведете разные церемонии награждения — «Золотую маску», «Нику», «Benois de la danse»… Вы там настолько непохожи на ту Катю Гусеву, к которой привыкли зрители… У вас там даже голос другой и вообще аура такой феерической, уверенной в себе женщины…
– Это тоже роли, только в другом жанре, что ли. Например, на церемонии открытия фестиваля «Золотая Маска», которая проходила в этом году в Цирке на Цветном бульваре, это была роль в прямом смысле слова. Мы попытались сделать «римейк» знаменитого номера Любови Орловой из кинофильма «Цирк»: я тоже танцевала на пушке и пела песенку американки Мэри.
– Вам нравится такой темп жизни?
– Да, нравится. Иначе я просто жила бы по-другому. Хотя нет: чуть помедленнее иногда все-таки хочется.
– Как вы справляетесь с обидами и с эмоциями со знаком минус?
– Я стараюсь придерживаться золотого правила: обижаться — это самое глупое, что может быть. Если человек не хотел тебя обидеть, а ты обиделся, ты доставишь ему неприятность. А если наоборот, он хотел тебя задеть и ты отреагировал, то ты доставишь этому явно не очень доброму человеку радость. Зачем же обижаться? Лучше беречь в себе хорошие чувства!
– Настоящая народная любовь — это когда на улицах не просто узнают, а начинают отождествлять с экранным персонажем. Согласны?
– Нет. Мне кажется, что настоящая любовь, это когда видят личность за образом. Какую Людмилу Гурченко больше любят: из «Карнавальной ночи» или из «Вокзала для двоих»? А Наталью Гундареву: в «Сладкой женщине» или в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»? Эти актрисы не обделены народной любовью, но совсем не потерялись за своими ролями, не стали их тенью.
– Скажите, а когда вы идете по улице и видите рекламные плакаты, вас узнают?
– Да, уже узнают. Хотя больше узнают все-таки не на улице, а где-нибудь в магазине.
– Вы боитесь конкуренции?
– Нет. Надо быть собой, и тогда не будет конкурентов. Ведь нет же двух одинаковых людей, а значит, у любого человека всегда в чем-то нет и не может быть конкурентов.
– Катя, а на традиционный вопрос — «творческие планы» — как бы вы ответили?
– «Планов громадье» — это, наверное, про меня. Но актеры — люди суеверные, и говорить о том, что еще не состоялось, я бы не стала.
– Пожелание женщинам Петербурга?
– Яркой жизни, большой и чистой любви, здоровых детей и хорошей погоды.
Александр ЖДАНОВ
|