Новости
  Место встречи
  О Кате
  Вехи
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Пресса
Назвалась Лолой – обречена бежать

(опыт запоздалого отклика)

Нет, кто бы что ни говорил, а есть всё-таки фильмы, спектакли, книги, которые не грех посмотреть и перечитать энное количество раз, и каждый такой «раз» заставляет по-новому судить об их качестве.
С дебютной картиной Владимира Щеголькова «С днём рождения, Лола!» («Алхимия-фильм», 2001) мне довелось ознакомиться четыре года спустя после её выхода на экран, когда к СНГовскому зрителю уже пришли и «Антидурь» и «Виола Тараканова». Вообще я по натуре человек весёлый, люблю юмор (даже чёрный, если в меру) и, конечно стараюсь не пропускать фильмов, жанр которых определяется как «комедия». Иногда разочаровываюсь, иногда просто переключаю «ящик» на другой канал, но в случае с «Лолой» сразу понял – это «моё».

И пролог (титры идут на фоне уже начавшегося действия), и завязка поначалу не содержат в себе ничего особенно «чёрного» (за исключением разве что хроники убийства президента США Джона Кеннеди, которая сперва кажется совершенно неуместной, и лишь дальнейшая проекция на события картины делает её оправданной). Кадры, изображающие подготовку героини к празднованию именин, можно вполне «подогнать» к лирической комедии: молодая, красивая, современная девушка (Е.Гусева) разговаривает по телефону с любимым, который обещает ей сюрприз ко дню рождения. Тут раздаётся звонок в дверь, и Лола – босиком, в банном халате (только что принимала ванну), - бежит открывать, тем более, что незнакомцы тоже повторили заветное слово «сюрприз». Считая их посланниками от жениха, она и не догадывается, сколько ей придётся пережить за последующие двое суток. Обстоятельство, которое на миг настораживает девушку (у неё аллергия на цветы, а ей дарят роскошный букет роз), импозантные гости тут же «объясняют»: дескать, любимый «не успел» предупредить их об этом. Доверчивая Лола, принимая всё за чистую монету, окончательно впускает незваных посетителей, представившихся Бимом (С.Астахов) и Бомом (В.Симонов). Поздравления, чай с тортом, шутки (впрочем весьма своеобразные – вспомним Бима, «перепутавшего» туш с… траурным маршем), забавные диалоги… Казалось бы, клоунада – да и только, тем более, что имена-«кликухи» незнакомцев, созвучные коллективному псевдониму известных клоунов-эксцентриков, сами к этому обязывают. Ан нет – с прибытием «сюрприза» в виде огромного ящика и извлечением оттуда пулемёта лирика заканчивается, юмор приобретает все более мрачный оттенок и начинается «балансировка» героини на грани жизни и смерти, а жанра – на грани «чёрной комедии» и криминальной драмы с уклонами то в одну, то в другую сторону. Бим и Бом оказываются киллерами, которым «заказали» какую-то очень важную персону, возможно, главу государства (по крайней мере, намёк на это зритель получает через упомянутую уже хронику гибели Джона Кеннеди – так сказать, путём свободных ассоциаций), Лолина квартира – идеальным местом для совершения теракта (под окнами должен проезжать кортеж «объекта»), а сама девушка становится заложницей гангстеров… Не имея практически никаких шансов на спасение (кто же будет оставлять в живых такую свидетельницу?), она, благодаря своему обаянию, уму и рисковости («Иногда стоит рискнуть», - одна из ключевых фраз героини), совершает невозможное…

Фильм «устроен» таким образом, что право воспринимать его по-своему (как комедию или же драму) остаётся, по сути, за каждым. Настроившиеся же именно на комедийное, юмористическое восприятие картины, не смогут не заметить откровенной пародийности предлагаемых им сцен. Прикольное музыкальное оформление, диалоги, вызывающие ассоциации с киноработами Квентина Тарантино, созвучие имени героини с её тёзкой из фильма Томаса Тыквера «Беги, Лола, беги!», встревоженные лица кукол, будто подсказывающие зрителю, как ему реагировать на тот или иной эпизод (зритель, как правило, реагирует на такую «подсказку» от противного, т.е. смеётся вместо того, чтобы пугаться вместе с героиней), наконец, комиксы Алима Велитова, иллюстрирующие жутковатые рассказы героев или события, происходящие за окнами Лолиных апартаментов – всё это вносит элемент несерьёзности (наподобие детских страшилок, где, вздрогнув, слушатель тут же начинает хохотать над своими страхами). Прикол здесь - и в многочисленных «непонятках» (например, трудно «въехать» в профессию героини – то ли художница, то ли режиссёр кукольного театра? – равно, как и в то, откуда у неё такая «крутая» квартирка, в которой даже номер… меняется на протяжении фильма), и в единстве места (за исключением пролога и эпилога), времени и действия, как бы настраивающем зрителя на классическую трагедию (взамен он получает нечто совсем противоположное).

Страна, в которой происходит действие фильма, тоже остаётся для нас загадкой: с одной стороны, надписи на корешках Лолиных книг, имена, время от времени упоминающиеся в речи героев (Нунча, Альфред, да и Лола), вроде бы свидетельствуют о том, что место событий находится где-то на Западе, театр теней, которым увлекается (или профессионально занимается?) героиня, «отправляет» зрителя на Восток, а «кликухи» киллеров – Бим и Бом, - а также то обстоятельство, что они любят пить чай из блюдца, вообще чуть ли не намекают на Россию. Похожую (но не идентичную) ситуацию можно было наблюдать в гротесковой трагедии незабвенного Тенгиза Абуладзе «Покаяние», где действие, хотя и происходит в конкретной стране – Грузии, – но герой (или антигерой) фильма Варлам Аравидзе имеет одновременно черты и Сталина, и Берии, и Гитлера, а по ходу картины возникают ассоциации с Римом времён Нерона, франкистской Испанией, маоистским Китаем и т.п. Тогда перед Абуладзе стояла задача показать общую суть тоталитарных режимов. Перед Щегольковым (как режиссёром и соавтором сценария, написанного вместе с Сергеем Зиновьевым и Ильёй Криштулом) задача была иная – спародировать распространённые в мировом кино сюжеты, - однако и тут открывался широкий простор для обобщений и символов.

Фильм «С днём рождения, Лола!» смотрится с интересом, несмотря на довольно-таки предсказуемый сюжет. Так, для вдумчивого зрителя будущая развязка становится понятной, как только «всплывает» история с убийством невесты Бома, и дальше подкрепляется отчаянными попытками Лолы сигнализировать о находящихся в её квартире террористах (эти попытки в конечном счёте непостижимым образом увенчиваются успехом). Тем не менее желания вынуть диск или переключить телевизор на другую программу не возникает (мысль: «А что там авторы ещё придумают, как подведут зрителя к, казалось бы, запрограммированному финалу?» - оказывается сильнее).
Есть, конечно, в картине и серьёзные моменты, когда меньше всего хочется смеяться. Вспомним линию Бома, печальную историю его любви (во время дождя была убита его возлюбленная, поэтому он не переносит воду, выходит из себя, когда Лола принимает душ, и даже на обороте картины с изображением дождя рисует солнце), грустный и трогательный финал его жизни - в кульминационный момент фильма (за окнами тоже идёт дождь) он не даёт своему подельнику убить героиню, убивая его самого, и также гибнет (но уже от пуль спецслужб при обстреле квартиры). Вообще в конце фильма режиссёр будто бы окончательно переводит комедийное действо в драматическое – развязка (донельзя разгромленное жилище, на полу – мёртвые киллеры, в углу – еле живая от ужаса хозяйка квартиры) скорее похожа на «пиррову победу» Лолы, чем на традиционный «хэппи-энд». Понимая это, режиссёр пытается как-то «смягчить» жёсткий финал за счёт эпилога (идущего, как и пролог, на титрах) – мы видим часы, по-прежнему тикающие в квартире девушки (жизнь продолжается), а потом (в подтверждение этой идеи) – саму героиню, ещё более красивую, стильную (сразу и не узнаешь!) и как бы лишённую теней прошлого. В отличие от знаменитой тёзки из фильма Тыквера, щегольковская Лола не бежит, а чинно дефилирует по городу своей изящной походкой, однако поразительное изменение ею своей внешности порой кажется именно бегством от самой себя. Что ж, назвалась Лолой – обречена бежать…

Драгомир ПИЛЯКУ

 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 3/12/2011
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100