"Атмосфера" март 2007
Совсем недавно она танцевала в проекте «Звезды на льду», а теперь берет уроки верховой езды для роли в новой картине. Вчера на фотосессии наша съемочная группа работала с роскошной дамой, а сегодня передо мной сидит беременная простушка, трогательно сложившая руки на большом животе. Она - Катя ГУСЕВА. Изменчивая и постоянная. Она так привыкла жить.
Впечатление, что ее рабочий график расписан на годы вперед. Каждая встреча, да просто звонок, - минута в минуту. Даже для интервью не нашлось другого времени, кроме как в сорокаминутном перерыве прямо во время спектакля. Или - ждать до ближайшего «окна» неделю-другую.
Сквозь темноту закулисья пробираюсь в гримерку. И пока там, на сцене Театра имени Моссовета, идет «В пространстве Теннесси У.» (Катя в этой постановке играет беременную Стеллу, сестру незабвенной Бланш), мы пытаемся перекричать шум трамвая под названием «Желание».
- Катя, вы не устали жить в таком бешеном ритме?
- Не все так сложно на самом деле. Просто сейчас я активно снимаюсь в кино. Одну картину заканчиваю - это фильм «Беглянки» Юсупа Разыкова, другую только начала - «Жену» Константина Худякова.
- Со стороны кажется, будто за каждое новое начинание вы беретесь с нечеловеческим неистовством! Если надо просто хорошо сидеть в седле - как для «Жены» Худякова, - то вы всерьез берете уроки верховой езды...
- А по-другому не получается - чтобы левой ногой. Может, это еще и оттого, что мне такие роли предлагают (или же я такие выбираю): надо постоянно осваивать что-то новое, а не использовать то, что уже умеешь. А если я увлечена этой новой работой, то полностью отдаюсь и тогда надеюсь на результат.
- И всегда получаетесь очень разной - вот даже сейчас, с этими накладками, с большим животом и внушительным задом.
- Это огромное счастье, что мне предлагают такой материал. Но, честно говоря, я долгое время этого добивалась. Кстати, чем и привлекательна актерская профессия - есть возможность прожить не одну жизнь, а тысячи самых разных.
- Некрасивой быть не боитесь?
- Нет. Это же не я. Мне нравится быть смешной, некрасивой, уродом. Нравится! Потому что это чудо перевоплощения. Это такое удивительное ощущение». (Нежно поглаживает себя по животу. - Авт.).
- За этими ощущениями вы и шли в Щукинское училище?
- Да, за этим и шла. Однако у меня был какой-то период, когда мне стыдно было говорить, что я актриса. Вот собирается большая компания, спрашивают, чем я занимаюсь, а мне и предъявить-то нечего. Ведь слово «актриса» - оно такое ответственное, такое емкое. И мне было неловко его произносить.
- А когда стало не стыдно?
- Когда фильмы появились, когда в театре освоилась.
- Фильмы - это, наверное, прежде всего «Бригада» имеется в виду? Ведь именно после этого сериала вас узнали в лицо?
- И что еще немаловажно: именно после «Бригады», когда я стала, как это модно говорить, медийным лицом, начали показывать по телевидению фильмы, в которых я снималась ранее: «Змеиный источник», «С днем рождения, Лола!», «Щит Минервы». И меня стали узнавать уже не как Ольгу Белову из «Бригады», а как Екатерину Гусеву. Так я стала актрисой.
- А после проекта «Звезды на льду» еще и фигуристкой...
- Я, наверное, слукавлю, если скажу, что меня стали называть фигуристкой. Если только в шутку. Необычность этого проекта была в другом: всех нас - и музыкантов, и актеров - узнали как людей. Потому что когда ты занимаешься делом, то не замечаешь, что тебя камеры снимают. И мы были такими, какие есть на самом деле: каждый со своим характером, с недостатками и достоинствами.
- И все отметили, что Катя Гусева всегда упорно идет к победе и не знает слова «проигрыш».
- Что значит «не знаю слова «проигрыш»? Я ведь проиграла в том проекте.
- Но было впечатление, что вы ради какой-то цели ставите на карту все. Другие могут отойти в сторону...
- Если мне что-то не нравится, вдруг становится неинтересно или скучно, я тоже разворачиваюсь и ухожу.
- И такое бывало?
- Ну, к примеру, вот уже много-много лет я периодически принимаюсь за изучение иностранных языков. И каждый раз откладываю учебники, потому что понимаю: надо заниматься другим - развивать определенные отделы памяти, которые спят. Потому что у меня память актерская. Я, допустим, могу взять текст размером с лист А4, несколько раз его прочитать и тут же пересказать. Пройдет несколько часов - и я не смогу вспомнить ни одной реплики. Так и с языками. Сколько раз я принималась за французский, английский, даже итальянский - заучиваю необходимые тридцать слов в день, на следующий день берусь за другую группу, а еще день спустя понимаю, что не могу вспомнить те тридцать слов из первого дня. Вот такая выборочная память. Этим, кстати, многие актеры страдают. Наверное, профессиональная такая штука. И я себя за это очень не уважаю и не люблю. Потому что не могу считать себя образованным человеком, не зная ни одного иностранного языка.
УЛИТКА В РАКУШКЕ
При всей своей открытости и общительности Катя на самом деле - тяжелый для журналистов объект. Она тщательно охраняет свою территорию, не пуская туда посторонних. Легкая улыбка: «Давайте сменим тему» - и все, ты обезоружен.
- Я очень скучный человек, неинтересный. Вот меня иногда просят рассказать какие-то необычные истории, смешные случаи на съемочной площадке. А мне даже вспомнить нечего. Потому что я вне этой жизни - закулисной, закадровой. Я очень замкнутая, зацикленная на себе.
- И после команды «Стоп!» уходите в себя?
- Моя сестра зовет меня улиткой, потому что я все время прячусь в свою ракушку, панцирь. И до меня сложно достучаться. Я это состояние не то что люблю, но часто в нем пребываю. Мне в своей ракушке уютно и хорошо. Я, например, заметила, что если чувствую какой-то негатив, то начинаю сутулиться: сразу раз, плечи вперед - и спряталась.
- Но ведь когда, к примеру, собирается киногруппа, тут уж не до выбора...
- Тогда я пытаюсь создать вокруг себя какую-то атмосферу. Доброжелательную, приятную. Потому что только в такой атмосфере и могу существовать. Иногда на это уходит очень много сил.
- А вы чувствуете, если вас кто-то не любит?
- Очень. Я чуткий человек. Существо без кожи. Любую злобу, зависть ощущаю каждой клеточкой, даже флюиды недоброжелательные. Как с этим бороться, я еще не научилась. Стараюсь уходить от конфликтов, найти общий язык. Ведь приходится много играть с самыми разными партнерами. И играть иногда любовь - причем с человеком, которого ты не то что полюбить, даже просто рядом представить не можешь. До тех пор, пока не скажут: «Мотор!» Помню, когда я еще училась в Щукинском училище, нам преподавали «публичное одиночество» - это некое погружение в себя, в свой внутренний мир, когда ничто тебя не может отвлечь или переключить, как в вакууме. И вот тогда я не понимала: зачем нас этому учат, как и где это может мне пригодиться? Сейчас я этим очень хорошо владею.
- Семья - это тоже ваш небольшой мирок, где вы можете спрятаться?
- Да. Если вдруг выдается свободная минута, мы можем всей семьей куда-то сорваться. У меня есть несколько мест, куда я люблю возвращаться. Например, Севастополь. Люблю его в любое время года. Даже зимой: когда не сезон, и тишина, и безлюдные пляжи - в этом есть своя романтика. Еще сыну Леше очень нравится Санкт-Петербург. Мы прошлым летом там недельку провели, просто незабываемые воспоминания! Об одном только жалею: зря сына отвела в анатомический зал Кунсткамеры. Он у меня такой впечатлительный ребенок!
- Узнаете в сыне себя? Считается ведь, что сыновья больше похожи на матерей - повадками, характером, даже жестами.
- В чем-то - да. Он такой же открыватель. Ему нравится все новое - страны, города, улицы. Но, конечно, он больше на папу похож. Я все-таки была более нежным созданием, очень мечтательным.
- И о чем вы мечтали в детстве?
- О семье, конечно. Я всегда хотела встретить принца. И я его встретила. Не знаю, можно ли это назвать исполнением мечты - я ведь ничего сама не делала, просто так случилось. Но мне всегда хотелось крепкой семьи, чтобы был свой дом, куда мне хотелось бы возвращаться. И в этом смысле все, о чем я мечтала, осуществилось.
Ольга САПРЫКИНА
|