«Мир ТВ и кино» январь 2005
Имя актрисы Екатерины Гусевой в титрах сериалов - залог того, что зрители увидят не очередную "мыльную оперу" сомнительного качества, а настоящее профессионально сделанное многосерийное кино. Катя из тех актрис, которые работают только с достойным теле- и киноматериалом. Еще одно свидетельство тому - только что прошедший на канале "Россия" сериал "Курсанты".
— Складывается ощущение, что бешеная популярность обрушилась на вас внезапно. Вы сами почувствовали переход от просто актрисы к статусу звезды?
— Очень хорошо помню тот момент. Как и время, когда, закончив Щукинское театральное училище, мне какое-то время стыдно было говорить, что я актриса. Ведь сразу задавали вопрос: "Где ты снималась?" И мне нечего было ответить. Поэтому я многим говорила, что еще студентка. Стеснялась. Потом у меня появились спектакли "Бедная Лиза" и "Романсы с Обломовым" в Театре "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского. И я начала скромненько, потихонечку признаваться всем, что я артистка. Но по-настоящему знаменитой я проснулась, когда на телеэкраны вышел сериал "Бригада". Прошло полфильма. Я вышла за продуктами в супермаркет. Иду с тележкой, а люди останавливаются, улыбаются, самые смелые хватают меня за локоть. И со всех сторон несется имя моей героини: "Оля, Оля". Помню, подлетел ко мне какой-то мужчина с вопросом: "Вы Оля?" "Нет, я Катя", — только и смогла от неожиданности ответить я. Конечно, можно было предположить, что этот сериал и его герои станут популярными, но я к такому успеху оказалась просто не готова. Уже после выхода сериала, под Новый год, я повела своего четырехлетнего сына Алешу на елку. И пока мы с ним стояли в очереди в гардероб, вокруг творилось что-то невообразимое. Бедный мой мальчик, он понять не мог, чего все эти люди хотят от его мамы.
— Раз уж мы об этом заговорили... Алексей воспринимает вас только как маму или как известную актрису тоже? Он не обижается на то, что ему приходится делить милый мамин образ со всей страной?
— Думаю, что дети осознают все вами сказанное в более зрелом возрасте. Сейчас пока моего Лешу ничего не тревожит, и никакого дискомфорта он от моей известности не испытывает. Скорее он гордится тем, что у него такая мама. Ему не к кому меня ревновать. Я не делю сына со всей страной. Главное, чтобы мои нынешние успехи не стали довлеть над ним в будущем, чтобы он от моей популярности не закомплексовал.
- Можете ли вы сегодня сказать, что путешествие к Северному полюсу в составе творческой группы мюзикла "Норд-Ост" и участие в телеигре "Форт Байярд" - это самый большой экстрим в вашей жизни?
— Нет, не могу. Экстрим преследует меня каждый день. Вы только представьте себе: в Севастополе единственный авиарейс на Москву в 13.20. Значит, регистрация заканчивается в 12.20, и к этому времени надо быть в аэропорту. Из Балаклавы, где проходит съемка, ехать до аэропорта полтора часа. Вот и выходит, что в шесть утра я уже на гриме. Через час - перед камерой. Время уже 10.00. Тебе говорят: "Ну еще чуть-чуть, еще пару дублей, еще один крупный план, да успеешь ты на свой самолет". 10.45. Нужно доснять все сцены с Ириной Розановой, которая потом сможет быть на площадке только через два месяца. 11.05. Выкуривший уже пачку сигарет водитель нервно топчется и поглядывает на часы. У меня нервно начинает дергаться на крупном плане левый глаз. Наконец раздается команда режиссера: "Стоп, снято". А дальше я сажусь в машину, и мы с водителем мчимся со скоростью 140 километров в час в аэропорт. Задний привод от такой гонки гуляет. Двойной обгон самое безобидное нарушение. И все равно в аэропорту оказываемся за полчаса до отправления самолета. Чем не экстрим? Мчаться на машине вдогонку за поездом для меня тоже уже пройденный этап. Или когда на самолет вовремя все-таки не успеваешь, и приходится лететь в Москву прямо в день спектакля. В полпятого в аэропорту, если рейс не задерживается и нет проблем с багажом, в пять выходишь из аэровокзала, и за полчаса, в будний-то день, по Ленинградке нужно доехать из "Шереметьева" до Тверской. А в спектакле заняты заслуженные и народные артисты России, которые, получается, ждут одну Катю Гусеву. Я один раз рискнула, больше не собираюсь. Пусть лучше обидится съемочная группа, что я краду у них один день. Но театр не подведу.
— При таком раскладе спрашивать вас про отдых язык не поворачивается. Но все-таки личное время наверняка есть и у вас. Что оно в себя включает?
— Утро обычно начинается в полвосьмого. Потому что в девять утра надо быть на съемочной площадке. Обычно я сама отвожу Алешу в детский сад. Мы успеваем пообщаться с ним за завтраком и в машине по дороге в садик. После девяти вечера, когда заканчивается смена на киностудии, спешу домой, чтобы опять же пообщаться с сыном, почитать ему сказку на ночь и уложить спать. Хотя на самом деле жизнь полосатая, и нечестно было бы говорить, что в таком режиме я живу постоянно. Бывают и выходные. Сейчас в январе многие съемки закончены, и у меня появилось больше свободного времени — на себя, на семью.
— Катя, а зачем вам все это? Жить в таком ритме необычайно сложно. Вы ведь можете отказаться от каких-то предложений.
— Да запросто. Но я не могу отказаться от театра и сниматься только в кино. Как не могу представить себя только театральной актрисой, не работающей в кино. Мне муж Володя постоянно повторяет: "Кому много дано, с того много и спросится". И можно, наверное, отказаться от участия в каких-то проектах. Но второй раз уже вряд ли пригласят. Можно сказать: "Извините, ребята, не могу, у меня очень мало времени". Но ведь хочется попробовать и то, и это. И всякий раз думаешь: "Почему бы и нет?"
- Когда-то вы серьезно занимались спортом. Как с ним обстоит дело сегодня? И что кроме спорта помогает вам быть все время в форме?
- Последние два месяца занялась велосипедным спортом. Поскольку в фильме "Танкер «Танго»" я играю Анну, девушку-подрывника. Она толовыми шашками глушит рыбу в море. Потом продает ее или обменивает у военных на те же толовые шашки. У нее рыбный промысел. Она эту рыбу вялит, коптит, сушит, солит, жарит. А по городу, по Крымским горам и равнинам она передвигается исключительно на велосипеде. Приходилось мне даже возить людей на багажнике и на раме. Даже освоила несколько несложных велосипедных трюков. Еще я научилась управляться с яликом — и на веслах, и с мотором. Еще заряжает энергией здоровый сон. Я сплю даже на работе.
- Это как?
— Дело в том, что я не умею и не могу ждать. Иногда поэтому меня раздражают люди, которые медленно или подолгу разговаривают, думают долго над каждой фразой. Они же отнимают мое драгоценное время. Я раньше раздражалась на операторов, которые долго выстраивают кадр, на светотехников, которые по полчаса ставят свет. А сейчас я их даже люблю. Ведь я в это время тихонечко нахожу место, где можно прикорнуть, и сплю. Особенно удобно, когда снимают интерьеры. Можно всегда найти себе кушеточку, отключиться и подремать. Мне достаточно полчаса, и я встаю свежей и готовой к новой работе.
— В "Курсантах" вашу героиню энкавэдэшник подкладывает в постель к мужчинам, чтобы выведать, не ведут ли они антисоветских разговоров. В сериале "Небо и земля" ваша героиня полфильма проводит на больничной койке и молчит. Нет ли опасности, что все эти женщины с несчастной судьбой когда-нибудь спроецируются на вашу жизнь. Не хочется ли, наконец, сыграть счастливую женскую судьбу?
— Но они же все, проходя этот полный ужасных страданий путь, обретают в итоге свое женское счастье. Насчет того, надо ли пропускать все это через себя? Приведу пример моей бабушки. У нее в жизни все настолько хорошо, что она сама придумывает себе проблемы. В том числе смотря сериалы и сопереживая чужим выдуманным неприятностям и неурядицам. Ей просто необходимо перекладывать чужие проблемы на себя и сострадать. Если я ей не позвоню неделю, то это станет для бабули большой проблемой. А я благодаря своей профессии переживаю такой спектр эмоций на сцене или на экране, что дома с друзьями чувствую себя настолько спокойной, что иногда кажется, так не бывает. Я на работе освобождаюсь от негативных эмоций.
Ярослав ЩЕДРОВ
|