Rambler's Top100
  Новости
  Место встречи
  О Кате
  ВЕХИ
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Репортажи, рецензии
Богу - картинки

«Культура»
март 2007

"Платки" Юрия Павлова

Кадр из фильма "Платки"
Кадр из фильма "Платки"

Накануне 8 Марта в Доме кино в Москве, а до того в Павловском Посаде состоялась премьера фильма "Платки". Сценарий был написан Валерием Залотухой лет 15 назад для Виктора Трегубовича. К нему присматривался еще Станислав Ростоцкий. Но только теперь студия "Жанр" во главе с Владимиром Меньшовым и Александром Литвиновым осуществила проект. Получился еще один прекрасный образчик производственного кино, некогда востребованного в нашей стране. Тут даже в постели молодые супруги (Екатерина Гусева и Игорь Ботвин) говорят о красоте платков. Картина сделана Юрием Павловым в духе фильмов Евгения Матвеева "Любить по-русски", но смеха не вызывает, хотя иногда чувствуется в ней заведомая прикольность, когда все немножко утрированно и лубочно. Настолько в процессе производства фильма слились воедино кинематографисты и платочная мануфактура, что директор последней Владимир Стулов даже сыграл роль директора фабрики. Главный художник производства Виктор Зубрицкий тоже снимался в "Платках". Да и другие сотрудники предприятия, художники, лауреаты Госпремий появились в небольших ролях. Все они пришли на премьеру в Дом кино. А часть съемочной группы появилась на сцене в павловопосадских платках и кашне. Екатерина Гусева, исполнившая роль главной мастерицы производства, накинула на плечи платок, подаренный ей бабушкой в день 16-летия. В общем, получился вечер из цикла "От всей души".

Зная творчество кинодраматурга Валерия Залотухи, начинаешь сомневаться: действительно ли он написал то, что мы увидели на экране. Достаточно вспомнить картины по его сценариям, такие, как "Мусульманин", "Макаров", повесть "Последний коммунист", где сын провинциального олигарха, окончив швейцарский колледж, основывает в своем родном городке партячейку во имя борьбы за равенство и братство. Залотуха все время объявляет бой безверию, несправедливости, пьянству, невеселой нашей действительности. Скорее всего, повествование в "Платках" куда тяжелее, а тут - лепота, праздник жизни. Юрий Павлов, приехав в Павловский Посад, увидел, что там все цветет и пахнет, мануфактура вся в призах, адаптировал материал в соответствии с той правдой жизни, которую увидел.

Картина выйдет в 20 копиях. Для сравнения - фильм "Три дня в Одессе" Алексея Пиманова имеет 250 копий. На рекламу денег нет вовсе. В такой ситуации выходит картина, сделанная по канонам так называемого народного кино.

Екатерина Гусева тут - самая настоящая русская красавица, комсомолка, производственница, нежная душа. Стоит ей только появиться на экране (практически в любом материале, который ей предлагают наши режиссеры), как тут же возникает любовный треугольник, что-то начинает происходить с мужчинами загадочное - это уже как амплуа. В "Платках" на нее претендует американец с русскими корнями Иван Фрезински, роль которого исполнил настоящий американец Мэттью Рейнс, выпускник американской студии Олега Табакова. Герой его влюблен в павловопосадские платки и видел их только на картинках. И вот он приехал туда, где их производят, на родину своей бабушки, и полюбил девушку, олицетворяющую русскую красоту.

События разворачиваются в 1988 году. Перестройка хоть и началась, но в Павловский Посад докатится не скоро. Люди живут, как жили. Работают, пьют и снова работают. Все, как у всех. Ничего особенного. А тут вдруг принц появляется на красивой машине, иностранец. Пришел, увидел, полюбил нашу девушку в облике Кати Гусевой, замужней, между прочим, дамы. Но русская душа непостижима. И наша женщина сделает свой единственно правильный выбор, как в школе учили. Родину, будь она хоть уродиной, люби до конца дней своих. А платки, по замыслу авторов, - это то, что позволяет России оставаться Россией, несмотря ни на что. Между тем платки посадские из моды выходят. Сердце местных женщин радуют импортные тряпки из Турции.

Валерий Баринов сыграл роль пожилого талантливого художника, платочных дел мастера Иконникова, который живет на отшибе и редко с кем общается, считает, что платки - Богу картинки: "Он там, наверху, сидит, смотрит на бабьи маковки и радуется. Среди грязи нашей, серости, вдруг - платок. Богу картинка!" Это, по мнению Юрия Павлова, и есть камертон фильма. Вот что рассказал о своей работе над ролью сам Валерий Баринов: "Была одна любопытная встреча в моей жизни со знаменитым хохломским художником Степаном Веселовым. Это был человек со своей манерой письма. Писал он золотом по красному, а любимым его персонажем стал петух, вокруг которого все и строилось. У него проходили персональные выставки в Париже, а он жил в городе Семенове Горьковской области. В конце 70-х мы поехали туда во время съемок фильма "Вишневый омут" хохлому покупать. Тогда она была в моде. Отправились на машине, да не проехали, пошли пешком с нашим оператором. Познакомились со Степаном Веселовым, которому тогда уже было за 80. К нему приставили какую-ту бабку, которая следила, как цербер, за его деятельностью. Все, что он сделал, отбиралось на выставки, а продавать разрешалось только ложки. Очень интересный был мужик. Долгое время работал бригадиром в колхозе, писать ему запрещали, потому что надо было не художества разводить, а делом заниматься. А у него весь дом был расписан курочками и петухами - стены, ворота. И когда я получил приглашение в картину "Платки", подумал, что сыграю такого же самородка, каким был Веселов. У Веселова жизнь была тяжелая, скудная. Любимым лакомством были пироги с луком и грибами. А муки в деревне не было. Вот и пекли их из манки. Когда я привез ему муку, он наплевал на все запреты и продал свои изделия. С возрастом все несколько притупляется, уходит острота восприятия, свойственная человеку еще в 40 - 50 лет. А он в 80 не утратил способности ценить красоту, которая его окружала. Добрый был человек, несмотря ни на что. Показывал работы своих учеников и восхищался: "Видишь, как веточку выводит". Меня это в нем поразило. Поэтому, когда мне предложили роль в "Платках", решил, что Степана и сыграю".

Светлана ХОХРЯКОВА

 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 12/7/2020
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100