Rambler's Top100
  Новости
  Место встречи
  О Кате
  ВЕХИ
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Репортажи, рецензии
«ЩИТ МИНЕРВЫ»

KinoZal.ru
май 2003


Мелодраматическая трагикомедия

  Фильм Сергея Ткачёва был снят цифровой видеокамерой, но не переведён на киноплёнку по причине нерентабельности российских фильмов в прокате, поэтому выпущен компанией «Кармен» сразу на кассетах и дисках. Но в любом случае следует приветствовать, что картина хоть в таком виде стала достоянием зрителей. Однако при определении жанра этой ленты могут возникнуть сложности, поскольку она не укладывается в привычные жанровые клише и на протяжении действия не раз опровергает наши представления о том, как будет развиваться и в каком ключе.

  Поначалу надо вообще отделаться от почти неизбежного сомнения, что начинающий автор, который к тому же выступает сразу в шести (!) качествах - от режиссёра до монтажёра, избегнет искуса навязчивого самовыражения, претенциозного выпячивания себя и образа жизни московской богемы. Ведь главным героем избран писатель лет тридцати пяти по имени Влад, который сочиняет очередной роман и искусно притворяется инвалидом ради того, чтобы привязать подле себя жену Анну, на самом-то деле изменяющую ему. И первые сцены, в которых домашняя видеосъёмка интимных забав молодожёнов смонтирована со снятыми любительски видами Парижа, куда они ездили, вероятно, в свой медовый месяц, тоже настораживают. И эта подозрительность ещё сохраняется по отношению к последующим московским эпизодам, когда выяснится, что Влад инсценировал серьёзное падение на горнолыжном курорте, а его приятель детских лет Роман, врач по профессии, помог перевоплотиться в «инвалида по собственной воле».

  Но как-то исподволь, по интонации вроде пустяшных разговоров между обоими друзьями и благодаря столь же доверительно-бестолковому общению Влада с давней подругой Машей, тоже писательницей, хоть как-то надеющейся пристроить свою рукопись, возникает вполне неожиданная естественность и натуральность в поведении персонажей, что, пожалуй, обязано контрастировать с выдуманной сюжетной конструкцией. Кстати, она может напомнить насмотренным зрителям трагикомические притчи Марко Феррери - от ранней «Колясочки» до поздней «Плоти». Тем более, что и заявленная в названии «Щит Минервы» гурманская гастрономическая тема (данное экзотическое блюдо было придумано ещё во времена Нерона) соответствует излюбленной идее итальянского постановщика о «вкусном и пряном умирании человеческой цивилизации», где все отношения между людьми (особенно мужчин и женщин друг с другом) давно дискредитировали себя. При желании обнаруживаются и иные косвенные цитаты - от «Тристаны» Луиса Бунюэля до «Чтицы» Мишеля Девиля, что отнюдь не мешает восприятию картины, которую, в принципе, не трудно принять и за обычную мелодраму или же драму в духе «Любовника» Валерия Тодоровского (но лента Сергея Ткачёва, оказывается, снималась раньше, ещё летом 2001 года).

  Между прочим, следует считать знаменательным, что и сорокалетний Тодоровский, и кинодебютант Ткачёв, который всего на три года моложе его, проявили (в отличие от ряда российских режиссёров, продолжающих манерничать или преувеличенно упиваться человеческими пороками) похвальную склонность к «нормальному кинематографу» - зрелому по мысли, убедительному по характерам, точно и без фальши сыгранному актёрами. Например, Юрию Степанову достаточно нескольких взглядов и слов, чтобы выразить затаённую любовь, которая снедает Романа, с детства неравнодушного к Марго, сестре Влада. По-новому раскрывается Галина Тюнина, исполняющая не без иронии, но с вполне понятной симпатией немножко странную сочинительницу мистических романов, которая сразу готова забыть о желанной писательской карьере, если её станет опекать некий иностранец. Вячеслав Гришечкин рисует с неподдельным сарказмом портрет пронырливого литературного агента, способного буквально на всё ради того, чтобы «выцарапать» у писателя свежайший плод ночных бдений. Удачнее всего у Екатерины Гусевой и Дмитрия Шевченко получаются совместные сцены близких душевных контактов между Марго, лишь на время приехавшей из Америки, и её братом, которого жена Анна даже подозревает в более явном неравнодушии к сестре. Это, к счастью, остаётся только на уровне намёков, а не развёртывается, как в фильме «Лунные поляны» Игоря Минаева, в весьма истеричную и надуманную историю «запретной любви».

  Вот и найдены те слова, которые лучше характеризуют «Щит Минервы»: без истерики и с подлинной интонацией, порой негромко и доверительно, словно это - задушевная беседа брата и сестры, двух давних приятелей, друга и подруги. Нет лишь искомого способа общения между мужем и женой, которые чаще молча и на расстоянии друг от друга продолжают мучить друг друга, придумывают какие-то ложные легенды, притворяются и ведут себя искусственно, не в силах честно и откровенно сказать, что было бы лучше расстаться. Разумеется, любой обман раскроется рано или поздно, автор допишет свой роман, который так и называется - «Щит Минервы». Но римская богиня, являвшаяся покровительницей искусств, всё равно не спасёт его от чувства стыда и желания умереть. Кстати, не те ли эмоции испытал и герой-лингвист из «Любовника», запоздало узнав о том, что его жена вела двойную жизнь.


Сергей КУДРЯВЦЕВ
kinanet

 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 11/12/2018
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100