Новости
  Место встречи
  О Кате
  ВЕХИ
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Репортажи, рецензии
Узоры жизни

«Вечерняя Москва»
апрель 2007

 Узоры жизни

На экраны выходят самобытные «Платки» – фильм о том, как умеют любить в российской глубинке

Вот загадка природы – если картина интересная, с мыслью, то идет к зрителю годы. А если банальный мусор – сваливается со скоростью кометы.

Так и с чудными «Платками». Сценарий был написан Валерием Залотухой еще 15 лет назад, в первые постперестроечные годы, для режиссера Виктора Трегубовича. Но не сложилось. Затем этой историей любви и измены на фоне красочных павло-посадских платков заинтересовался Станислав Ростоцкий. Но не успел – классика не стало. Тем временем Залотуха опубликовал свою киноповесть (и даже получил за нее литературную премию), в душе поставив крест на ее экранизации.

Но талантливый редактор и режиссер Юрий Павлов не дал загнуться самобытному проекту. И снял по-настоящему, без кавычек, народное кино, которое наверняка будут сравнивать с «Любить по-русски» Евгения Матвеева. А зря. Это совсем другой случай. Удивительный. Без киллеров, олигархов, депутатов и чистых девушек первой древнейшей… А ведь ретро – ближайшее. Перестройка-перестрелка. 1988 год, русская глубинка – подмосковный городок Павлово-Посад. Герои работают на знаменитой платочной мануфактуре, которая уже дышит на ладан… Это, конечно, не «Светлый путь», но место действия важно.

Конечно, в одноэтажной России – пьянство-развал и разруха в головах. Но рядом – эти чудные платки. Как окна в сказочный мир, где нет социальных потрясений, беспредела властей, безработицы, тяжелого быта, пьянства, грубости нравов…
Там вечная весна и поют соловьи. Этим дышит героиня – художница, которую играет Екатерина Гусева. И появление принца – американца с русскими корнями – то ли журналиста, то ли историка, пишущего научный труд о русских платках, – просто неизбежно. Собственно, на фоне этой фольклорной роскоши, социальной неразберихи и неяркой среднерусской природы и разворачивается любовь, похожая на сон. Причем история героев – как в лучших фильмах советских классиков – неотделима от истории страны. В своем художественном ткачестве Юрию Павлову удалось избежать банальности и в любовной коллизии, и в производственной. Он добился редкой органики от артистов. Екатерина Гусева тут, похоже, сыграла на сегодня свою лучшую роль. Тонко, на полутонах лепит образ Кроткой Художницы. Ее измена – скорее, мечта по идеалу, по несбывшемуся. Женский протест, который потом примет форму рыжеволосой дочки, копии янки.

В роли ее супруга – символа удалой родины-уродины – молодой актер из Питера («Театр на Литейном») Игорь Ботвин. Не верится, что артист снимался лишь в сериалах вроде «Риелтора» или «Фаворита» – настолько мощен, по-урбански достоверен. Боюсь перехвалить, но подобной работы не припомню нынче даже у наших звезд из холдинга ММММ (Меньшиков-Машков-Маковецкий-Миронов).
– Я когда прочитал – трагизм есть, юмор тоже, – поясняет Игорь Ботвин. – Кажется, эта картина откуда-то оттуда – все старинное, русское.

Его соперник по фильму – Иван Фрезински, которому на родине бабушки предстоит пережить самую большую любовь жизни. Его роль исполнил настоящий американец Мэттью Рейнс, выпускник американской студии Олега Табакова. Причем Рейнс играет не карикатуру, а живого человека, умного и тонкого. Но и способного помахать кулаками за любимую. Они с героиней Гусевой, однозначно, пара. Но браки заключаются, как известно, на небесах. А там уж решено, что приз достанется русскому Ване, – независимо от его IQ.

Очень хорош тут и Валерий Баринов в роли пожилого талантливого художника, платочных дел мастера Иконникова. С Богом он на короткой ноге: «Он там, наверху, сидит, смотрит на бабьи маковки и радуется. Среди грязи нашей, серости, вдруг – платок. Богу картинка!» Павлову удалось не только раскрасить живыми красками характеров «производственное кино» (сцена старинной набойки платков чего стоит!), но и задуматься над истоками… Ловко уклониться от «чернухи» и «белухи» и осмыслить новый вектор движения общества.

Если это и лубок – то очень прикольный. Изящный и национальный по сути – без фальши и «матрешек». Интимный по интонации, в то же время масштабный по отражению глобальных процессов в обществе, сдвигов социальных пластов… Без плача по «прекрасному советскому далеко», но с тонким проникновением в психологию.

Кстати, первая премьера фильма состоялась в Павлово-Посаде. Там все настолько подружились во время съемок, что реальный директор мануфактуры Владимир Стулов даже сыграл роль директора фабрики в фильме. Да и не только он – главный художник производства Виктор Зубрицкий и другие сотрудники предприятия тоже с удовольствием засветились. А артисты стали большими поклонниками продукции фабрики.

Так, у Кати Гусевой уже сложилась целая коллекция павло-посадских платков – черных, белых, голубых:
– Я их и сама ношу, и маме с сестрой подарила, – говорит Катя.

Но это к слову. А главное – в апреле народное кино выходит на экраны (в 20 копиях). Затем фильм будет показан по Первому каналу, который вдруг решил на всякий случай придвинуться к народу поближе. Пока еще не поздно…

Автор: Наталья БОБРОВА

 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 26/7/2020
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100